Мавзолей в Галикарнасе

Mavzolej v Galikarnase

Галикарнас – родина знаменитого древнегреческого историка Геродота. Вероятно, он был хорошо знаком с обстоятельствами постройки знаменитого одного из чудес света Мавзолей в Галикарнасе, однако в своей «Истории» не обмолвился об этом ни словом. Возможно, счел за лучшее промолчать. За него все сказал Проспер Мериме: «Царь Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего… Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами… и объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света».

В древности Галикарнас был столицей Карии и слыл одним из богатейших и красивейших городов на побережье Малой Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики украшали улицы и площади города. Гавань Галикарнаса никогда не пустовала – ее наполняли корабли с грузами со всего Средиземноморья. Город славился огромным храмом бога войны Ареса, чья колоссальная статуя из мрамора и позолоченного дерева, изваянная скульптором Леохаром, служила главным украшением святилища. Возле храма Афродиты – богини любви и красоты – бил знаменитый фонтан Салмакина, вода которого, по поверью, обладала волшебными свойствами: она возвращала утраченную любовь и приносила счастье любящим. Но более всего Мавзолей в Галикарнасе был известен гробницей царя Мавсола – одним из семи чудес Древнего мира.

Мавсол правил Карией в 377–353 гг. до н. э. Сооружать гробницу для себя он начал еще при жизни. Возможно, его вдохновил пример египетских фараонов. По замыслу Мавсола, его усыпальница должна была стать необычайным сооружением. Расположенная в центре города, в окружении его величественных храмов и дворцов, она была призвана напоминать миру о богатстве и могуществе царя еще долгое время спустя после его смерти. Это должна была быть одновременно и гробница, и храм, в котором обожествленному после смерти правителю будут воздавать почести.

Для создания этого храма-усыпальницы Мавсол пригласил лучших архитекторов того времени – Пифия и Сатира, и знаменитых скульпторов – Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. Смерть царя ускорила работы по сооружению гробницы. Царица Артемисия, вдова Мавсола, не жалела ни людей, ни денег для того, чтобы увековечить память мужа.

Строительство гробницы Мавсола было закончено в 350 г. до н. э. Сооружение получилось весьма необычным: оно сочетало в своем облике восточную ступенчатую пирамиду– зиккурат и греческий ионический храм-периптер. Вдобавок архитекторы использовали в нем все три вида классического греческого ордера – дорический, ионический и коринфский.

Тремя ярусами гробница Мавсола поднималась на высоту 46 м. В ее основании находился массивный прямоугольный цоколь размером 18,9 × 42,3 × 11,1 м, сложенный, как утверждали льстецы, «из проконесского мрамора». На самом деле он был лишь облицован мрамором, а сложен из необожженного кирпича-сырца. На нем стоял храм, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими кровлю в виде 24-ступенчатой пирамиды. Вершину пирамиды увенчивала мраморная скульптурная группа – Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Постройку окружали мраморные статуи львов и скачущих всадников.

Во внутреннем помещении нижнего яруса располагались гробница Мавсола и Артемисии. Ее перекрытия опирались на 15 дорических колонн. Помещение верхнего яруса, украшенное коринфскими колоннами, служило для поклонения обожествленным царю и царице. Знаменитый архитектор и скульптор Пифий создал для него огромную мраморную статую царя Мавсола, которая дошла до наших дней. Талантливый мастер сумел ярко воплотить в камне то, о чем не стал говорить Геродот и что, вероятно, хорошо знали все галикарнассцы.

Царь Мавсол – жестокий, жадный, тщеславный, настоящий восточный деспот – спустя тысячелетия предстал перед нами как живой. Художник искусно передал мнимо значительное выражение лица, пухлые ленивые губы, злой и пристальный взгляд глубоко посаженных глаз. Очевидно, царица Артемисия, жена Мавсола, не уловила, как тонко скульптор изобразил в лице и взгляде царя его характерные отрицательные черты. Царицу, по-видимому, вполне удовлетворили искусная работа и внешняя величавость, приданая фигуре умершего супруга.

Рядом с фигурой царя стояла статуя самой Артемисии, которая хотела увековечить себя в качестве спутницы мужа и преданной его памяти вдовы. Над ее статуей работал знаменитый Скопас. Чертам царицы он придал подчеркнутое величие: открытый высокий лоб, обрамленный завитками волос, большие, широко раскрытые глаза, чистый овал лица… Вероятно, мастер слегка приукрасил облик царицы. Несколько углубленные глазницы создавали тонкую игру света и тени, и благодаря этим полутонам возникало впечатление мягкого взгляда, затуманенного скорбью.

Статуи Мавсола и Артемисии принадлежат к числу лучших произведений греческого искусства IV столетия до н. э.

Скопас создал и восточную часть широкого фриза, опоясывавшего верхнюю часть основания гробницы по всему периметру. Она посвящена Амазономахии – битве греков с амазонками, легендарными женщинами-воительницами. Сцены сражения полны необычайной жизненности, движения и силы. На южной, восточной и северной сторонах фриза были изображены сцены охоты и битвы лапифов с кентаврами. Эти части фриза созданы скульпторами Леохаром, Бриаксидом и Тимофеем.

По имени царя Мавсола усыпальницу назвали Мавзолеем. Впоследствии это название стало нарицательным и вошло во все современные языки.

Спустя 18 столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. рыцари-иоанниты использовали его обломки для постройки замка Святого Петра. После того как рыцари были изгнаны турками с побережья Малой Азии, замок был обращен в крепость Будрун (совр. Бодрум). В середине XIX столетия европейские путешественники обратили внимание на то, что в стены крепости вделаны мраморные плиты с античными рельефами. После длительных и упорных хлопот английскому послу в Турции удалось получить разрешение выломать эти плиты и перевезти их в Лондон. Специалисты Британского музея пришли к заключению: перед ними – знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший гробницу царя Мавсола.

В 1857 г. британский археолог Ч. Т. Ньютон, проведя раскопки на месте, где некогда стоял Мавзолей, нашел рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавсола и его жены Артемисии и колоссальную колесницу, венчавшую сооружение. Сегодня они хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *